Подготовка инструкторов в Петербургской школе йоги "Поток странствий". Интервью с Вадимом Поповым и Константином Харьковским

Поток, стремящийся к упорядоченности во всем. Именно так хочется охарактеризовать процессы, события, планы, которые актуальны сегодня для "Потока странствий". И мотивы такого стремления к стройности системы отнюдь не праздные. Это, скорее, естественный этап вхождения в русло и новый уровень для всех, кто имеет отношение к Петербургской школе йоги "Поток странствий". Основатели и преподаватели "Потока", Вадим Попов и Константин Харьковский планов своих не скрывают и о новых тенденциях рассказывают охотно и подробно.

Что на сегодняшний день представляет ваша система преподавания?

В.П.: Систему подготовки студентов школы мы распределили на пять уровней. Они соответствуют качественно разным уровням осознанности практикующего, которые различаются в работе физиологических и психических систем человека как целостного образования. Эти уровни качественно соотносятся с такими, с древних времен существующим качествам состояния материи и сознания, как Земля, Вода, Огонь, Воздух и Эфир. Занятия, которые мы проводим, построены так, чтобы направить практикующего вверх по некой лестнице или пирамиде. Задача начального уровня (стихия Земли) – объяснить начинающим, какие существуют базовые, фундаментальные принципы, понятия, определения. Чтобы человек научился разбираться в том, что происходит, в направлениях йоги, которые существуют. Освоил базовые программы, которые позволяют ему отстроить работу физиологических систем, прийти к устойчивости и балансу. На этом этапе мы учим быть, во-первых, расслабленным, а, во-вторых, быть центрированным, собранным.

Второй этап – это Вода. Умение на уровне физиологическом и психическом переходить от стабильности, центрированности к текучести. Применяются различные статико-динамические комплексы. Внешняя динамика переносится во внутренние состояния, идет отстройка "внутренней текучести". На этом этапе изучаются различные типы виньяс – связок между отдельными асанами, больше внимание уделяется входу в асану и выходу из нее.

Следующий уровень – стихия Огня. Изучаются принципы применения бандх, внутренние техники. Т.е. динамика внешняя все больше переносится на внутренние планы, человек от внешних движений переходит к внутренним, в практику вводятся техники пранаямы и медитации, а практика асан становится более насыщенной, активной, более огненной, жаркой. Тут важно не забыть о технике безопасности соответствующего уровня, чтобы практика не принесла ущерб.

Далее – Воздух. Когда отстраиваются связи пространственные, человек учится уже в жизни реализовывать практику йоги. У него больше становится практик, связанных с медитацией, с пранаямой, с самьямой. В области упражнений – становится больше асан на руках, изучаются и отстраиваются прыжковые техники.

Последний уровень – этап, когда практикующий учится соединять все эти элементы и переносить их в жизнь. Практика йоги проявляется в семье, в работе, начинает пронизывать все уровни бытия, выходит за пределы коврика и тренировочного зала, глубоко изменяет окружающий мир через изменение самого практикующего.

Нами разработаны принципы и критерии, которые могут помочь практику йоги определить, на каком уровне продвижения по лестнице осознания он находится. После прохождения определенного этапа человек получает возможность (при его желании, естественно) переходить к преподаванию в группе соответствующего уровня.

Сколько времени может занять обучение инструктора?

К.Х: Знания по йоге настолько обширны, что сводят в себя весь личный опыт человека, плюс опыт, накопленный человечеством в лучшие времена. Очень сложно определить конкретные сроки, но попытаться можно. Курсы инструкторов – довольно серьезная нагрузка и по практике, и по теории йоги. Вероятно, при поступлении на курс уже должен быть какой-то багаж знаний. Его можно накопить за два года интенсивных тренировок. Только после этого можно задуматься – не попробовать ли? Конечно, все очень сильно зависит от исходного уровня. Если совсем с нуля – примерно пять лет. Но надо иметь в виду, что можно идти на курсы не только с целью преподавать – можно просто повышать свой уровень в йоге. Или – проходить отдельные модули общего курса.

А что подразумевает под собой заочное обучение?

К.Х: Заочное обучение в нашей Школе является аналогом получения заочного образования в обычном вузе. Состоит из двух очных сессий и самостоятельного изучения дисциплин по тщательно разработанному, индивидуализированному плану между сессиями. Сессии длятся десять дней, вторая сессия заканчивается экзаменами.

В.П.: Кроме того, есть возможность обучаться на наших выездных семинарах, которые проходят в самых различных уголках планеты. В процессе семинара есть утренние занятия, вечерние, а с потенциальными инструкторами мы занимаемся дополнительно, чтобы они могли повышать свой уровень и в результате были сертифицированы.

Вы на своих занятиях обычно любых туманностей избегаете, и от разговоров об эзотерике, как правило, плавно уходите…

В.П.: На занятиях мы стараемся сразу ввести правильную терминологию. Мы обучаем воспринимать мир с той позиции, что есть сознание, есть объекты, а есть то, что стоит между реальностью и нашим Я. Это проекции нашего ума. Либо они наши, либо они привнесенные. Очень важно, чтобы человек увидел, что ему мешает воспринимать мир таким, какой он есть на самом деле. Задача всей базовой практики йоги – научиться отражать мир таким, какой он есть. Убирать наносное, лишнее. Когда он научился воспринимать реальный мир, он учится создавать новые миры, отстраивать системы этих миров. Это очень высокий этап в практике, нужен соответствующий уровень концентрации, невовлеченности, отрешенности от внешнего мира. Эти проекции ума невозможны, если человек не прошел начальные этапы.

К.Х: Здесь и мистика не при чем, получается. Есть ясность и понимание. Пелена иллюзий постепенно уходит. Простейшие действия становятся радостью в жизни. Радость в каждом мгновении, в пребывании здесь и сейчас. Уровень восприятия и чувствительность, а также способность впитывать и перерабатывать информацию вырастает настолько, что появляется возможность охватывать все большие и большие слои реальности.

Но, тем не менее, существует же у вас, например, курс по медитации?

К.Х.: Будем корректны в терминах: существует курс "Основы медитации" – это изучение теории, способов и методов, помогающих подвести себя к состоянию, которое в настоящем принято называть словом "медитация". Мы убеждены, что преподавать медитацию невозможно. Есть способы, которые могут подвести практикующего к состоянию дхьяны (или медитации). И наша задача – сделать это как можно спокойнее и технически грамотно. Создать условия для преодоления индивидуальных ограничений возникновения необходимого состояния. С соблюдением всех правил техники безопасности. Ради одного этого можно вести курс.

В.П.: Наша задача – заложить основы, дать базовые методы. Если мы о чем-то говорим, то эти действия должны быть предметными. А если это беспредметно – то, чего мы не можем показать сами, продемонстрировать сами… как можно говорить о том, чего ты не можешь показать? В йоге важна честность. Мы даем только то, что мы понимаем, чему мы реально можем обучить. Сейчас мы видим, что в преподавании йоги очень мало говорят о базовых уровнях, все рассказывают какие-то сложные вещи. И в литературе о йоге подобного много. А базовых, простых уровней просто нет! Это говорит о том, что люди рассказывают то, что сами не очень понимают. И мы стараемся больше обращать внимание на простые вещи. Надеясь, что, освоив это, человек уже сам сможет дальше развиваться. А если он захочет продолжать с нами обучение, то мы дальше вместе идем, осваивая более сложные элементы, описывая их, объясняя.

Чем вызвана необходимость выдавать инструкторам дипломы, сдавать экзамены?

К.Х.: Период "дикого" преподавания йоги постепенно заканчивается. Преподаватели йоги становятся все более организованными, осознанными, объединяются в альянсы, федерации. Идет естественный процесс упорядочения в этой среде. Теперь при приеме на работу инструктора йоги часто просят предоставить подтверждение квалификации. На фоне этих процессов наша организация является одной из старейших на территории России с филиалами в различных городах (существует с 1997 года). У нас вполне определенные социальные цели, своя миссия. Это интеграция культур, интеграция систем, знаний Востока и Запада. Мы в своей деятельности позиционируем соединение этих двух миров, в частности – через практику йоги. Мы хотим, чтобы йога проникала в жизнь, чтобы она входила в преподавание в школах, детских садах. Стремимся к экологизации сознания – предпринимаем усилия по очищению нашей планеты от мусора, как от физического – через сбор и вывоз мусора на тех местах, где мы проводим выездные семинары, так и ментального – через медитации на принципы ненасилия и осознания себя единой, неразрывной сущностью с тканью вселенной, на состояние непротиворечивого и гармоничного существования, толерантность – межкультурную и межконфессиональную. Занимаемся научной деятельностью по изучению явлений, сопутствующих практике йоги, современной медицинской аппаратурой.

Наша общественная организация из объединения по принципу "компания по интересам" прошла длительный путь становления, доказала свою жизнеспособность и нужность людям. Кроме того, мы прошли все необходимые этапы регистрации в Министерстве юстиции РФ и получили право преподавания и выдачи сертификатов инструкторам йоги. Почему бы в таком случае не квалифицировать людей, тем более, если для поступления на работу в Петербурге иногда бывает просто достаточно рекомендации руководителей Школы? Так что необходимость в выдаче дипломов есть, и все, кто сдает экзамены (что само по себе непросто), получают сертификат, подтверждающий возможность преподавания в группах соответствующего уровня.

Подготовка, обучение инструкторов – это основная тема для вас на данный момент?

К.Х: Основная тема – как была, так и остается – это преподавание йоги. У нас в принципе подготовка инструкторов происходит на текущих, рядовых занятиях. Мы не ведем «просто тренировки по йоге». Мы строим их так, чтобы каждый человек стал преподавателем йоги. Каждый пришедший на занятия.

В.П.: Для самого себя в первую очередь.

К.Х: Стал автором собственного стиля йоги. И мы считаем, что наша система преподавания – YogaFlow – ведет людей к формированию собственного стиля. Стиля йоги для самого себя. Как минимум. Поэтому тема инструкторства и возникает постоянно. Она является центральной точкой, к этому все и идет – обучать человека обучать самого себя.

А вас не смущает, что в некоторых странах (например, в США) существует зарегистрированный товарный знак yogaflow?

К.Х. Не смущает. Во-первых, мы не собираемся (пока) преподавать в США. Ну а во-вторых, нам без разницы, как называть преподавание Йоги с большой буквы. Сейчас это называется YogaFlow System. Если понадобится – назовем по-другому, но как мы преподавали йогу последние десять лет, так и будем это делать. Пусть беспокоятся люди, озабоченные брендами, мы – за йогу без бреда. То есть, без бренда.

Интервью

Статьи

Отчеты

Отзывы практикующих

Книги и практические материалы

Несерьезно о серьезном

Статьи йога-магазина